Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Главная » Новости » IV Евгеньевские чтения

IV Евгеньевские чтения

Дорогие друзья!

20 марта исполнилось 175 лет со Дня рождения принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, чьё имя носит наше учебное заведение. Ежегодно в этот день в лицее проходят Евгеньевские краеведческие чтения.

Режим самоизоляции и переход на дистанционное обучение не позволили провести в этом году чтения в лицее, но мы продолжаем традицию нашей школы и предлагаем всем лицеистам и гостям нашего сайта познакомиться с содержанием очередных четвёртых Евгеньевских краеведческих чтений.

Краеведческие чтения – распространённая в научном мире форма подведения итогов исследовательской работы.

Интерес к научным открытиям, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны рождаются на школьной скамье. Поэтому для нас так важно найти детей увлечённых, интересующихся историей, вывести их на дорогу поиска в науке, помочь им раскрыть свои способности.

В ходе подготовки к краеведческим чтениям главным является индивидуальный подход к выбору темы и раскрытию её содержания. Нужно не только донести до слушателей (читателей) свою информацию, но и высказать авторское мнение по вопросу исследования. Именно в этом случае передаются не только глубокие исторические знания, но и взгляд на исторические личности, события и ситуации, формируется мировоззрение.

Поскольку этот год юбилейный - год 175-летия со Дня рождения Евгении Максимилиановны Ольденбургской, все темы исследований посвящены разным сторонам личности принцессы. На всех нас имя Евгении налагает особую ответственность - мы должны хранить традиции благотворительности, ценности знаний, высокой культуры, любви к Родине.

В наших чтениях традиционно принимают участие сотрудники Дворцового комплекса Ольденбургских. Их презентации - пример настоящей исследовательской деятельности и её оформления.

Садчикова Елена Юрьевна, главный хранитель музейных предметов АУК ВО «ИКЦ «Дворцовый комплекс Ольденбургских»


 

Личность принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской в воспоминаниях современников.

 

20 марта 2020 года исполнилось 175 лет со дня рождения принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской. Евгения Максимилиановна по материнской линии была внучкой императора Николая I, со стороны отца -правнучкой Жозефины Богарне, первой супруги Наполеона Бонапарта.

В настоящее время имеется большое количество информации о деятельности Евгении Максимилиановны, о её вкладе в развитие Рамони. Мы можем смело сказать, что инициатором всех направлений развития нашего поселка и даже района была именно принцесса Ольденбургская. Но часто «за кадром» остаётся личность самой Евгении Максимилиановны. Какой она была? Какими чертами характера обладала?

Ответить на эти вопросы нам помогут воспоминания современников принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской. Эти люди взаимодействовали с ней по разным вопросам, видели ее в неформальной обстановке, а не только на официальных приёмах и мероприятиях.

При изучении личности принцессы по воспоминаниям современников пришлось столкнуться с трудностями. Несмотря на высокое происхождение нашей героини и обширный круг знакомых, о Евгении Максимилиановне сохранилось очень мало информации в опубликованных мемуарах. Причин этому может быть несколько. Во-первых, Евгения Максимилиановна не занимала государственных должностей и была далека от каких-либо политических событий. Во-вторых, большинство воспоминаний были опубликованы после эмиграции нашей дворянской элиты из России. К моменту важнейших исторических событий в стране принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская не вела активной светской жизни, т.к. летом 1907 года перенесла инсульт. В-третьих, семья Ольденбургских не давала поводов для сплетен, которыми кто-то захотел бы поделиться в своих мемуарах.

Первой особой, к воспоминаниям которой мы обратимся, является великая княгиня Ольга Николаевна (в замужестве с 1864 года - королева Вюртембергская). Ольга Николаевна родилась 30 августа 1822 года в семье императора Николая I и императрицы Александры Федоровны и была их третьим ребенком. У девочки был старший брат Александр - будущий император и сестра Мария. Великая княжна Мария Николаевна в последствии станет матерью принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской.

В 1883 году Ольга Николаевна закончила написание своих воспоминаний. В них она рассказала о своей юности и Родине(?). Рассказ великой княгини заканчивается на её свадьбе с принцем Карлом Вюртембергским в 1846 году. Для нас представляет большой интерес её воспоминания о 1845 году. Ольга Николаевна пишет, что зима была очень скучной, и её скрасили только два события: рождение будущего императора Александра III и рождение у великой княгини Марии Николаевны дочери. Роды у великой княгини случились раньше срока из-за сильного испуга, и девочка была так слаба, что не могла питаться у груди. Целых 6 недель никто не знал выживет ли этот ребенок. Но девочка, названная Евгенией в честь дедушки со стороны отца герцога Максимилиана Лейхтенбергского Эжена Богарне, осталась жива. Ольга Николаевна дала очень точную оценку Евгении Максимилиановне, она говорит, что в этом миниатюрном ребёнке была заложена большая энергия, он должен был жить и обладал, как это выяснилось потом, самым сильным характером из всех детей Мэри.

В течении жизни Евгения Максимилиановна была очень дружна со своим ровесником - двоюродным братом императором Александром III. Иногда их отношения даже были непонятны для окружающих. Знавший Евгению Максимилиановну русский художник Александр Николаевич Бенуа описывал интересный случай. Во время одного из приёмов он был свидетелем одной сцены. Император Александр III позволил себе шутку крайне дурного тона по отношению к своей сестре принцессе Евгении Максимилиановне Ольденбургской. Он поднял и развел в стороны фалды у костюма принцессы и в течении некоторого времени удерживал в таком положении. Присутствующие посчитали это продолжением тех шуток, которые были характерны для них в детстве, но принцессе данная выходка императора пришлась не по душе, и она отчитала его в присутствии приближённых. Александр III сильно смутился и выразил свое раскаяние, а на прощание Евгения Максимилиановна ещё и строго погрозила ему пальцем.

Граф Сергей Дмитриевич Шереметев был частым гостем в доме Ольденбургских. С детства он дружил с мужем Евгении Максимилиановны принцем Александром Петровичем Ольденбургским. Сергей Дмитриевич при жизни выпустил свои мемуары очень небольшим тиражом. В них нашлось место и для характеристики принцессы Ольденбургской. По словам автора, Евгения Максимилиановна была женщиной благоразумной, хорошей хозяйкой, внимательной заботливой матерью и добросовестной до педантизма в исполнении своих служебных обязанностей. Важное место в её жизни занимали общественные комитеты, заседания, благотворительные дела, деловая переписка, подшивание бумаг, представительность. Она была общительна, гостеприимна, в обращении проста. Вместе с тем Шереметев отмечает, что она любила рассуждать и казаться политической дамой. У неё был свой особый кругозор и взгляд на людей, свои особые обороты речи.

Интересную, но небольшую информацию о нашей героине можно найти и в воспоминаниях известного талантливого художника Михаила Васильевича Нестерова. По просьбе принцессы Евгении Ольденбургской в 1902 году он писал образа для иконостаса в храме Святого Ипатия в Гаграх. Храм был построен в VI-VIII веках первыми христианами, проживающими на территории Кавказа. Ко времени приезда Ольденбургских в Гагры храм находился в плачевном состоянии, и Евгения Максимилиановна выступила с инициативой его восстановления.

Михаил Васильевич пишет, что «принц бросил Петербург и с преданной, умной своей супругой перебрался на зиму в Гагры». В один из приездов в Гагры Нестеров вместо нескольких запланированных дней из-за плохой погоды пробыл там дольше и, конечно, приглашался к августейшим строителям Гагр. Художник проводил время с принцессой в разговорах об искусстве, литературе, театре, подчёркивая, что она дочь великой княгини Марии Николаевны — покровительницы искусств, бывшего президента Императорской Академии художеств.

После знакомства с Ольденбургскими Михаил Васильевич составил о них прекрасное мнение, считал принца и принцессу Ольденбургских, такими любезными, простыми, быть может, самыми «демократическими» из всех принцев вселенной.

Наиболее объемной информационной находкой для исследователя стали воспоминания Варвары Шарвашидзе. С 1896 года Бабо, как её называли знакомые, была компаньонкой принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской. Варвара Михайловна была дочерью последнего владетельного князя Абхазии светлейшего князя Михаила Шарвашидзе. Во втором замужестве Варвара Михайловна стала баронессой Мейендорф. Её супругом был барон Александр Мейендорф, двоюродный брат министра внутренних дел Российской империи Петра Аркадьевича Столыпина.

Варвара Михайловна проживала с Ольденбургскими довольно долго - до 1907 года, т.е. 11 лет. За это время она успела хорошо изучить характер и привычки принцессы Ольденбургской. Женщины были дружны, вместе трудились в комитетах и занимались благотворительностью, проводили досуг. Варвара Михайловна вместе с Ольденбургскими посещала светские приёмы.

В своих воспоминаниях Варвара Михайловна отмечает, что привычки принцессы были почти спартанскими, а пристрастия в одежде были самыми простыми. Евгения Максимилиановна не проявляла никакого интереса к сплетням, и обстановка в доме Ольденбургских была свободна от каких-либо интриг. По словам компаньонки, принцесса по характеру была уравновешена и спокойна.

Баронесса Мейендорф отдельно отмечала щедрость и гостеприимство Ольденбургских и считала, что они целиком положили себя и своё состояние на алтарь служения друзьям и Отечеству. Но не только для людей высшего общества был открыт дом Ольденбургских. Принцесса была добра ко всем, кто приходил к ней за советом или помощью. Особого внимания заслуживает необычная ситуация, приведённая в воспоминаниях баронессы. Однажды к Евгении Максимилиановне с жалобами на боль в ноге обратился крестьянский парень. Принцесса предложила ему пройти в гостиную и снять обувь. Но когда нога была освобождена, она оказалась настолько грязной, что ничего нельзя было увидеть. Принцесса приказала принести тазик с водой и принялась мыть и вытирать ногу крестьянина. Когда Евгения Максимилиановна увидела укор в глазах Варвары Михайловны, она осуждающе на неё посмотрела и сказала: «Что здесь такого? Об этом даже не стоит говорить». Такой поступок наглядно говорит о характере принцессы - она была далека от высокомерия и гордыни. Ее великодушие и доброта к страждущим были экстраординарными.

Варвара Михайловна не единственный человек из окружения принцессы Евгении Ольденбургской, кто обратил внимание именно на эти душевные качества. Вотчинный врач имения Рамонь Павел Павлович Хижин в историческом очерке о деятельности Рамонской лечебницы в 1893 году делится своим мнением о принцессе. Во время губернского съезда врачей и представителей земств Воронежской губернии участники удостоились личного приёма у Евгении Максимилиановны и «здесь, с особенной яркостью, выразилась та сердечная теплота и искреннее участие, с которыми Ея Императорское Высочество всегда принимает к сердцу заботы и труды на попроще служения интересам народного здравия».

Изучив эти опубликованные воспоминания современников принцессы Евгении Ольденбургской, мы можем отметить интересный факт – она одна из немногих исторических личностей, о которой нет противоречивых воспоминаний. Абсолютно все авторы говорят о её уравновешенном характере, простоте и доступности. Она одна из немногих представителей знати, для которой были чужды высокомерие и превозношение себя над другими. Евгении Максимилиановне были чужды тяга к сплетням и удовольствиям светской жизни. Её твердый характер позволял ей выполнять большое количество благотворительной работы, а стремление помочь ближнему, независимо от его социального положения, было не данью моде, а искренним велением её большого сердца.

Смотреть презентацию (скачать)

Алина Болдырихина, 11 «В» класс:

Ольденбургские в творческой судьбе Николая Константиновича Рериха

Художник, сценограф, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель — список амплуа Николая Рериха бесконечен. Творчество Рериха своеобразно, самобытно, необычно и производит совершенно особое впечатление. Краски его картин казались современникам необыкновенно яркими по сравнению с окружающей обыденностью.

Картины Николая Рериха хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Музее искусства народов Востока и частных коллекциях по всему миру. Расцвет его творчества пришёлся на уникальный период, вошедший в историю мировой культуры как Серебряный век русского искусства.

Николай Рерих родился в семье известного юриста Константина Федоровича Рериха и купеческой дочери Марии Васильевны Калашниковой 9 октября 1874 года в Санкт-Петербурге. В доме его отца часто собирались учёные, писатели, художники, которые побудили у Николая интерес к живописи, путешествиям, гуманитарным наукам.

В гимназии Карла Мая, где обучался Николай, закладывались и укреплялись его интересы к географии, истории, литературе. По окончании гимназии Николай Константинович поступает на юридический факультет Петербургского университета и одновременно занимался в художественной студии Архипа Куинджи. Связано это было с тем, что его отец не одобрял увлечения сына живописью, надеялся, что он унаследует его дело.

В 1897 году Николай Рерих окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Его дипломную картину «Гонец» приобрёл П.М. Третьяков. Критики высоко оценили работу, и даже сам Л.Н. Толстой обратил внимание на талант молодого Рериха, прокомментировал его так: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!»

Своё обучение живописи Николай Константинович Рерих продолжил в Париже. Здесь художник много работает в историческом жанре и создаёт такие известные полотна, как «Утро богатырства Киевского» (1895), «Вечер богатырства Киевского» (1896), «Сходятся старцы» (1898), «Идолы» (1901), «Строят ладьи» (1903) и другие. Картины художника построены на глубоком знании исторического материала, передают ощущение духа времени и насыщены философским содержанием.

Знакомство Николая Рериха с представительницей фамилии Ольденбургских – Евгенией Максимилиановной – произошло, когда художник стал помощником директора музея при Императорском обществе поощрения художеств, почётным председателем которого была принцесса Е.М. Ольденбургская. В это время Рерих был и помощником редактора художественного журнала «Искусство и художественная промышленность», а через три года стал секретарём Императорского общества поощрения художеств.

Как известно, принцесса занималась благотворительностью, активно участвовала в общественной и культурной жизни Российской империи. Став председателем Императорского общества поощрения художеств после своей матери – Марии Николаевны, Евгения сотрудничала со многими известными живописцами того времени, в том числе и с Николаем Рерихом.

Когда художник стал директором Школы Императорского общества поощрения художеств, он увлечённо принялся за модернизацию учебного заведения, занимаясь одновременно и преподавательской деятельностью. Рерих расширил территорию школы, открыл новые отделения и классы, восстановил в правах педагогический совет, создал при Школе Музей русского искусства, организовал ряд мастерских - рукодельную, ткацкую, иконописную.

С принцессой Евгенией Ольденбургской Рерих поддерживал доверительные отношения, основанные на взаимном уважении и преданности общей цели - дать русскому искусству возможность развиваться и расти.

По поводу 25-летия председательства принцессы Евгении Максимилиановны художник писал: «Нельзя назвать ни одного звена дел Общества, на которое не были бы обращены попечения и заботы тонкого любителя художеств Нашего Председателя. Милостивые знаки внимания непосредственно, неустанно заботилась Её Императорское Высочество о развитии Школы и Мастерских; среди многочисленных трудов занятий своих, находила время председательствовать не только в заседаниях Комитета, но и при вечерних Собраниях членов Общества; с живым интересом следила всегда за выставками в пользу Общества по ходатайству Августейшего Председателя нашего достойно награждаемы были Царскою Милостию многие русские художники. Общество счастливо было иметь такого Председателя и, празднуя юбилей Его деятельности, лишь объединяется в оказании может сделать лишь одно: много сил и бодрости Её Императорскому Высочеству чтобы вести Общество тем же широким путём и продолжать высокополезное служение русскому художеству и науке. 

Вместе с этим, всякому хоть немного знакомому с развитием жизни Общества ведомо, насколько близко к кормилу во всех начинаниях стоял Августейший наш Председатель. Нельзя назвать ни одного звена многообразных дел Общества, на которое не были бы обращены заботы и попечения тонкого любителя и знатока искусства Её Императорского Высочества»

Принцесса Евгения была не единственной Ольденбургской, чья деятельность была связана с творческой судьбой Николая Рериха. Сын Евгении Максимилиановны Пётр и её невестка Ольга интересовались работами Рериха. Они приобрели два полотна известного художника - «Утро княжьей охоты» (1901г.) и «Вечер княжьей охоты» (1901/1902г.). Два панно немалых размеров – 121 × 350 см - стали частью декора столовой их летнего поместья в имении Рамонь, принадлежавшего матери Петра Александровича.

«Утро княжьей охоты» - произведение во многом уникальное. Художник мастерски передает динамику и движение. Кажется, что охотники на лошадях стремительно несутся за своей добычей – ещё несколько секунд и они скроются в лесной чаще. Композиция фокусирует внимание на всадниках, преследующих темную фигуру лося, пытающегося укрыться от погони в лесу. Стремительное движение всех фигур на панно особенно ясно проступает в нарочитом отказе автора от тонкой портретной проработки лиц. Здесь нет персоналий, это просто охота. Резкий звенящий звук охотничьего рога, земля, брызжущая из-под копыт лошадей, массивное животное перед ними - и все это - на фоне рассветного неба и восходящего солнца. Художник создал обобщённый образ охотников, они как будто сливаются с окружающим их миром.

«Вечер княжьей охоты» - второе парное панно из серии. Ловитва (охота) закончена. Участники действа возвращаются в лагерь. На сворках ведут собак, лошади понурились от усталости. На шестах несут добытую дичину. Всадники переговариваются, чуть склонив головы. Все дышит покоем. На синем прозрачном бархате вечернего неба показались первые звезды. Цвета кавалькады - приглушенно-карминный, охристый, золотистый, и на фоне неба и далёких тёмных гор они сами кажутся закатным солнцем, оставившим все дневные дела и направляющемся на отдых.

Картины привлекают внимание перезвоном цветов: зелёные и синие, голубые и золотисто-коричневые особо звучат рядом с белизной легких облаков. В памяти зрителей оживают любимые с детства сказания о людях минувших времен, о славной жизни, овеянной столькими поэтическими легендами. Но, вглядываясь в картины, мы не найдём в них ярко и живо написанных лиц, отдельных характеров. Лица едва различимы. Они – безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Полотна были дороги супругам Ольденбургским. Ныне эти произведения находятся в собрании Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского.

Собственностью семьи Ольденбургских является еще несколько полотен, относящиеся к циклу «Окуловка». Эта серия этюдов интересна тем, что немало произведений, которые в неё входят, были созданы именно в имении Домовичи Новгородской губернии, принадлежавшем Петру Александровичу Ольденбургскому. Собственностью Петра стали произведения «Сосны», «Вечер» и эскизы панно «Княжая охота». Евгении Максимилиановне были подарены «Этюды в Домовичах» и картина «Часовня».

По всей вероятности, Н.К. Рерих был достаточно частым гостем этой прекраснейшей усадьбы, с хозяевами которой был достаточно близко знаком и которые были рады его видеть. Впоследствии немалая часть этюдов, написанных в Домовичах, оказалась в собственности матери и сына Ольденбургских. Судя по всему, они были подарены художником своим покровителям.

В дальнейшем, в годы, предшествующие революции 1917 г. в России, связь между Н.К. Рерихом и семьей Ольденбургских постепенно сходит на нет. Ольденбургские эмигрировали во Францию, где тихо завершили свои дни. Последний из рода, принц П.А. Ольденбургский, несмотря на то, что дважды вступал в брак, не был благословлён потомством. С его смертью в 1924 г. младшая ветвь русского дома Ольденбургов пресеклась. Памятью о них остались архивные документы и отрывки воспоминаний.

Покинув большевистскую Россию, Н.К.Рерих погрузился в творческую и научную деятельность. Он преподавал теорию искусства в Германии и Великобритании, выставлялся в известнейших галереях мира, организовывал и участвовал в Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициях, написал более 30 книг, основал в Нью-Йорке институт гималайских исследований, познавал загадочную и древнюю страну – Индию.

Николай Константинович Рерих запомнился миру как выдающийся русский художник и мыслитель. У каждого времени есть люди, намного опередившие его. Одним из таких людей был Николай Рерих.

Завет Николая Рериха грядущим поколениям звучит так: «Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество.»

Смотреть презентацию (скачать)

София Кретинина, 10 «Б» класс:


Былое величие Рамонской паровой фабрики конфектъ и шоколада Ея Императорского Высочества принцессы Е.М. Ольденбургской

 

Мое выступление посвящено одной из актуальных и не изученных тем в рамонском краеведении - Рамонской «Паровой фабрике конфектъ и шоколада Ея Императорского Высочества принцессы Ольденбургской» - передовому высокотехнологичному предприятию в далекой российской глубинке, в начале XX века достойно конкурирующему с российскими и европейскими брендами, предприятию, которое стало итогом всей неутомимой и многосторонней деятельности принцессы.

Долгие двадцать лет принцесса шла к своей цели - к созданию кондитерской фабрики. В течение 20 лет в имении «Рамонь» для успешной работы кондитерской фабрики создавалась мощная сырьевая база и система взаимосвязанного безотходного сахарного, рафинадного и кондитерского производства, одного из мощных в России.

 В 1880 году вступил в строй реконструированный Рамонский сахарный завод – одно из передовых предприятий России, выпускающее 205 центнеров сахара в сутки, в 1898 году - завод по производству кускового сахара рафинада, «Откормочный» завод, где отходами сахарного и конфетного производства откармливалось до тысячи голов крупного рогатого скота, винокуренный завод, конный завод, кирпичный завод.

Высокой урожайности сахарной свёклы достигали за счёт расширения посевных площадей - покупки земель соседей-помещиков. К 1900 году именье расширилось до берегов Дона, насчитывало 7600 десятин земли с восьмипольным севооборотом. Сельскохозяйственное производство опиралось на современные достижения науки и техники. Вели опытническую работу, проводили съезды агрономов, российские и волостные сельскохозяйственные выставки.

Для обеспечения кондитерского производства соками и фруктами повсеместно высаживались фруктовые сады. Так в течение двадцати лет в имении Рамонь была создана крупная сельскохозяйственная сырьевая база для будущего кондитерского производства и целый комплекс промышленных предприятий, способствующий успешной работе кондитерской фабрики. Трехэтажное здание фабрики было пристроено с южной стороны к сахарному заводу и открылась в1900 году.

Документы Государственного архива подтверждают – рамонская фабрика – современное высокотехнологичное, безотходное производство. Документы упоминают большое количество машин: для размола кофе, пастильные и зефирные машины, мельницы для шоколада, прессы для карамели, аппараты для драже, холодильные машины и т.д. И единственными отходами производства, как засвидетельствовано в документе, были 300 кг обрезков бумаги, да и те продавались на рынке. Работала местная электростанция. Все предприятия были электрифицированы.

На фабрике действовали шесть подразделений (цехов): ведущее - шоколадное, самое большое - конфектное, карамельное, пряничное, мармеладное, картонное, упаковочное и типография. Только в этих цехах трудились 35 мастеров и 225 рабочих. Мастеров нанимали в Москве и Киеве, рабочих - из местных. Ежегодно фабрика выпускала около 35,5 тысячи пудов готовой продукции. Доставка сырья, оборудования, вывоз готовой продукции осуществлялись по железной дороге, построенной к открытию фабрики в 1900г.

Изучая архивные документы, удалось подтвердить - Рамонская кондитерская фабрика - это уникальное производство с высочайшим качеством, получившее мировое признание. Это доказывают победы и золотые медали международных выставках 1903-1905 годов в Брюсселе, Лондоне, Париже. Конфеты экспортировали в Европу и Персию.

Это было кондитерское производство с богатейшим ассортиментом - 400 сортов конфет и шоколада. Нам удалось восстановить наименование 31 сорта, которые приводятся в работе. Больше всего запомнился разливной шоколад в изящных бело-голубых кувшинчиках, оформленных под «гжель». Высокохудожественным, ярким, красочным было оформление выпускаемого товара. Эскизы разрабатывали известные художники России - Бенуа, Васнецов, Билибин и сама принцесса Ольденбургская. В нашем краеведческом музее имеется банк данных с 54 фотографиями фантиков и реклам фабрики.

К сожалению, в 1907 году из-за огромного долга в 2,5 миллиона рублей, который образовался в результате страшного пожара на кондитерских складах, имение «Рамонь» было продано, а кондитерская фабрика в 1911 году закрыта. Оборудование вывезли в Воронеж. После этих событий началась история Воронежской кондитерской фабрики.

Исследуя созданный принцессой Ольденбургской в конце XIX века рамонский промышленный комплекс, постоянно испытывала чувство восхищения не только предприятиями, но и организаторскими способностями и деловыми качествами принцеcсы. Система сахарного производства, которую задумала и воплотила в жизнь Евгения Максимилиановна, была восстановлена после революции и исправно функционировала в нашем посёлке до начала XXI века. Ни в одном уголке России принцесса не осуществила столько преобразований сколько у нас в Рамони. Её невозможно представить предпринимателем из прошлого. Деловые качества и организаторские способности Ея Императорского Высочества принцессы Ольденбургской могли послужить нашей стране и сегодня.

Смотреть презентацию (скачать)

Анастасия Петренко, 9 «А» класс:


Знаменитые гости Рамонского имения

В Рамонском имении Ольденбургских часто бывали знаменитые гости. Сегодня я познакомлю вас с одним из них - Сергеем Михайловичем Лукьяновым.

Эта история началась с того, что Александр Петрович Ольденбургский, супруг владелицы Рамонского имения Евгении Максимилиановны, увлекался биологией и медициной и большое внимание уделял благотворительности в области медицины.

В 1888 году в Париже был открыт Пастеровский институт. Вскоре и в Германии создаётся Гигиенический институт народного здравия, которым руководит выдающийся немецкий микробиолог Роберт Кох. Создать такой же институт в России задумал и А. П. Ольденбургский.

Принц обратился к Александру III, и 2 ноября 1888 года было получено «соизволение» на учреждение при Свято-Троицкой общине сестёр милосердия, состоявшей под попечительством Принца, заведения, подобного существующему в Париже институту Пастера, «без отпуска средств из казны». После получения разрешения Императора, А. П. Ольдебургский приобрёл на личные деньги участок земли с несколькими постройками на Аптекарском острове. 8 декабря 1890 года Институт был освящён и торжественно открыт. Учреждению было пожаловано название «Императорский институт экспериментальной медицины», а Принц А. П. Ольденбургский был назначен его попечителем.

В 1894 году директором института стал Лукьянов Сергей Михайлович (23 августа 1855, Санкт-Петербург — 2 сентября 1935, Ленинград) — русский учёный-эпидемиолог, писатель и государственный деятель. Лукьянов получил общее образование в Петербурге, в знаменитой немецкой школе Петришуле (1866—1869). Окончил курс в Петербургской медико-хирургической академии и работал при клинике профессора С. П. Боткина, в лабораториях профессоров Гольтца и Гоппе-Зейлера (Страсбург), в Лейпциге и Геттингене. Доктор медицины (1883). Был профессором общей патологии в Варшаве, где устроил образцовую лабораторию. Экстраординарный профессор Варшавского университета (1886).

С 1894 по 1902 год Лукьянов состоял директором института экспериментальной медицины в Петербурге, где заведовал научным отделом общей патологии.

В конце XIX века многие страны мира охватила так называемая третья пандемия чумы. В 1897 году на базе Императорского института экспериментальной медицины (ИЭМ) была создана «Особая комиссия для предупреждения занесения чумной заразы и борьбы с нею в случае её появления в России» (КОМОЧУМ).

В начале января 1897 года С.М. Лукьянов вступил в состав совещания, образованного при председателе комиссии А.П. Ольденбургском, «О предупреждении занесения в Империю чумной заразы и мерах борьбы с нею» — КОМОЧУМ. Как член комиссии Сергей Михайлович был командирован на международную санитарную конференцию в Венецию для обсуждения мер против проникновения и распространения чумной заразы. ИЭМ стал базой по производству препаратов для лечения и профилактики особо опасных инфекций. В рамках КОМОЧУМа С. М. Лукьянов принимает активное участие в организации первых экспедиций на чуму и холеру и создании в 1901 году «Особой лаборатории», которая вошла в историю науки под названием «Чумной форт».

Для размещения Особой лаборатории (станции) уединённый форт Александр I оказался наиболее подходящим местом по производству вакцины и иммунной сыворотки с использованием лошадей в качестве рабочего материала. Форт реконструировали в 1897—1899 годах в основном, за счёт средств принца Александра Петровича Ольденбургского. В помещениях конюшен смонтировали паровое отопление, оборудовали лифт для подъёма животных и печь для их кремации. 27 июля 1899 года состоялось торжественное освящение станции.

В 1902 году С.М. Лукьянов назначен товарищем министра народного просвещения, а в октябре-ноябре 1905 — управляющим министерства народного просвещения, но министром так и не был назначен.

С 1906 года Сергей Михайлович — член государственного совета. С 1909 по 1911 годы он занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода.

В 1919 году Лукьянова арестовали ЧК. Освобожден он был после того, как ученые Института экспериментальной медицины направили в Наркомат Минздрава коллективное письмо в его защиту. Занимался преподавательской деятельностью.

Печатные работы Сергея Михайловича Лукьянова показывают нам широкий круг его интересов. Вот некоторые из них:

•        «К вопросу о гликогене печени» («Глебовский Сборник», 1880).

•        «К вопросу о функциональных расстройствах сердца по отдельным полостям» (СПб., 1883).

•        «Основания общей патологии клетки» (Варшава, 1890; переведена на немецкий, Лейпциг, 1891, и французский языки, II, 1895).

•        «Основания общей патологии сосудистой системы» (Варшава, 1893; немецкий перевод, Лейпциг, 1894).

•        «Пять вступительных лекций к курсам общей патологии» (Варшава, 1895).

•        «Основы общей патологии пищеварения» (СПб., 1897).

•        «О последних днях жизни А.С. Пушкина» (1899).

•        «К общей характеристике научной деятельности Эдварда Дженнера (английский врач, разработал первую в мире вакцину против натуральной оспы)» (1897).

•        «Позитивная биология Огюста Конта и философия» («Вопросы философии и психологии», 1898).

•        «Судебная медицина и юридическая антропология» (1899).

•        «К учению о государственности и церковности» (1913).

•        «О лирике гр. А. А. Голенищева-Кутузова» — СПб., (1914).

•        О Владимире Сергеевиче Соловьёве в его молодые годы. Материалы к биографии в 3-х кн. — Пг., 1916—1921. (русский религиозный мыслитель, мистик [4], поэт и публицист, литературный критик, преподаватель; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Сергея и Евгения Трубецких, Павла Флоренского, Семёна Франка, а также на творчество поэтов-символистов — Андрея Белого, Александра Блока и других.).

В 1930 году С.М. Лукьянов вышел на пенсию. Скончался в 1935 году.

В Государственном архиве Российской Федерации в Фондах баронессы Варвары Мейндорф - компаньонки Евгении Максимилиановны - была обнаружена редкая фотография Сергея Михайловича Лукьянова на террасе Рамонского дворца.

В Институте экспериментальной медицины сохранилось письмо Евгении Максимилиановны к Сергею Михайловичу от 10 октября 1901 года с благодарностью за стихи, посвящённые Ольге, и приглашением в Рамонь:

«Многоуважаемый Сергей Михайлович, нельзя выразить словами как всем нам по душе пришлось ваше чудное стихотворение. Вы с неповторимой точностью обрисовали характер и весь нравственный облик великой княгини Ольги Александровны. Читая их, у многих навернулись слёзы, между нами, конечно. Сын, который бросился нежно целовать жену. Она же немного сконфуженно протянула «очень трогательно». Нам недостаточно их читать, а все желают слышать их из ваших уст в Рамони. Не только мы, но муж мой сказал, вы так давно отдыхали, что он надеется, то вы ещё сюда приедете. Садитесь скорее на поезд да приезжайте в Рамонь. Полагаю остаться здесь до 28 октября. Погода у нас так же ясная, холодная, тихая. Надеюсь, ваша жена отпустит вас на несколько дней в Рамонь, прошу передать ей мой поклон... Жму дружески вашу руку. (стр.130-131)

Возможно, именно после этого приглашения. Сергей Михайлович и приехал в Рамонь.

Интересно, что семья Ольденбургских привлекала талантливых людей не только к своим проектам, но и в дальнейшем поддерживала с ними дружеские отношения. Так произошло и с Сергеем Михайловичем.

Смотреть презентацию (скачать)

Кроме нашего лицея имя принцессы носит 157-я гимназия Санкт-Петербурга. В этом году в наших IV Евгеньевских чтениях принимает участие ученица этой гимназии Ольга Егорова. 

«История забытых вещей».

Ольга Егорова - ученица гимназии № 157 имени Е. М. Ольденбургской, призёр городского конкурса экскурсоводов школьных музеев г. Санкт-Петербурга.

Для наших чтений Ольга подготовила видео-экскурсию по музею своей гимназии. В ней она рассказала о том, что в 2018 году их учебному заведению исполнилось 150 лет. Открыто оно было в 1868 году, а попечительницей гимназии стала Е.М. Ольденбургская. В настоящее время в музее гимназии хранятся подлинные вещи гимназисток той поры, которые родственники бережно хранили в семьях, а затем передали в дар школьному музею. Эти экспонаты могут не только рассказать об истории гимназии, они являются своеобразным памятником тем людям, которым принадлежали. Предметы быта гимназисток, старинные фотографии, альбомы, письменные принадлежности, аттестаты и дневники позволяют представить жизнь наших сверстниц много лет назад. Ольга рассказала о дне гимназисток, расписании занятий, особенностях проведения уроков.

На рабочем месте - парте гимназистки, которое представлено в музее, находятся книги, чернильница, металлические перья, промокашка и даже микроскоп. Когда садишься за парту, сразу представляешь себя гимназисткой времён принцессы Евгении. Хочется взять перо и писать красиво, четко, ровно. Недаром один из предметов – чистописание - вырабатывал изысканный аккуратный почерк. Вообще аккуратность – главная черта гимназистки. Она проявлялась во всем. Мы видим на фотографиях девушек с идеальной осанкой, аккуратной прической, в строгой одежде.

Конечно же, интересы девушек не ограничивались учёбой. В музее хранится спиртовой утюжок для разглаживания воротничков и манжет, футляр от французских духов, в котором можно было хранить милые сердцу небольшие вещицы (например, серьги), любимые книги, патефон, пластинки.

Девушки вели личные альбомчики, куда записывали любимые стихи, советы и напутствия подруг, выполняли там рисунки. Они очень хорошо рисовали, как и сама принцесса Ольденбургская. В гимназии было 5 рисовальных классов.

Большим праздником для гимназисток были балы. Каждый бал - это шанс для девушек продемонстрировать умение танцевать и хорошие манеры. В музее гимназии можно увидеть старинные бальные перчатки, которые делали руку изящной и красивой.

Личные вещи передавались из поколения в поколение, ими очень дорожили, они пережили революцию, гражданскую войну, блокаду Ленинграда и помогли сохранить для новых поколений представление о мире гимназистки дореволюционной поры.